«25 - всегда на 5, нам - 110, так держать!»
В этом году лингвистический лицей празднует очень важную дату – нам исполняется 110 лет. За эти годы многие его выпускники стали успешными людьми. Многие разъехались по городам и странам, однако есть и те, кто остался в родном Ижевске. Одна из выпускниц лингвистического лицея - Надежда Эмильевна Онищенко - сейчас работает директором ижевской школы № 74. Надежда Эмильевна с радостью согласилась вспомнить школьные годы. Одноклассники, любимые предметы и влияние учителей на выбор будущей профессии – все это в нашей статье!
- Как вы считаете, почему в анкетах и социальных сетях люди указывают только высшее учебное заведение, которое они окончили?
- Указывать ВУЗ не всегда бывает корректно. Что касается меня, я всегда стараюсь делать акцент на том, что окончила школу № 25. Может быть, потому что изначально толчок моей профессиональной деятельности дала школа. Работая в системе образования, я понимаю роль школы в становлении личности.
Основы воспитания, первые ценностные ориентиры и установки закладываются в семье. Но умение мыслить, давать отчёт своим действиям, становление личности в целом – происходит именно в школе. Не зря говорят, что «образовательная среда воспитывает», поэтому школьное окружение, педагоги и одноклассники, действительно очень важны для любой личности, поэтому школьные годы не только чудесные, они ещё знаковые и значимые. Выбор профессии, второй половинки, друзей на всю жизнь, - фундаментом всего этого, как правило, во многом является школа.
- Поддерживаете ли Вы связь со своими одноклассниками?
- К сожалению, это бывает очень редко. В силу большой занятости и высокого ритма жизни сегодня вообще личные встречи становятся все более редкими. Чаще всего мы наблюдаем друг за другом, общаемся и черпаем информацию из социальных сетей. Но звонки в какие-то сложные или радостные моменты жизни, поздравления, конечно, всегда очень приятны.
- В каком классе вы учились в 25 школе, и было ли у вас деление на профили?
- Такого понятия, как профиль, в моей школьной жизни не было, тогда это была школа с углубленным изучением английского языка. Причём, он изучался со 2 класса, с большим количеством часов. Если под этим подразумевать профиль, то я училась в профильном классе, с углубленным изучением английского языка.
- Кто был вашим классным руководителем?
- Классным руководителем с 1 по 3 класс была Шляфер Полина Владимировна, в 4 классе ей стала Трофимова Галина Сергеевна, однако это был небольшой промежуток времени, до 7 класса меня учила Ираида Борисовна Титова, и с 7 по 10 класс - Донецкая Светлана Борисовна.
- Какие школьные предметы у вас были самыми любимыми и почему?
- Любимый учитель и любимый предмет – часто это разные ситуации. Каждый учитель по-своему был любим и уважаем. Я благодарна тем педагогам, предметы которых, казалось, мне будут отчасти не нужны в моей будущей профессии, но на всех этих уроках мне было интересно. Одним из моих любимых предметов точно был иностранный язык, его вела Втюрина Тамара Андреевна. В старших классах любила русский язык и литературу, их вела Смакулова Ирина Борисовна. Яркими, харизматичными педагогами являлись и Лепихина Маргарита Николаевна, преподаватель химии; Верхотина Валентина Ивановна, Юнусова Клавдия Амбарцумовна, Абакумова Тамара Никифоровна – учителя математики. Этих педагогов невозможно было не любить. Они проводили уроки так, что это было всегда интересно и удивительно.
- Помните ли вы своего соседа по парте?
- С кем сидела в первом классе, точно не скажу, надо вспоминать по фотографиям. По-моему, в начальной школе это был мой партнёр по бальным танцам Миша Королёв. В 7–8 классах сидела с Климовой Светой, а в 9–10 классах - с Игорем Онищенко.
- Оправдались ли ваши детские мечты и надежды во взрослой жизни?
- Всегда трудно сказать, оправдались ли надежды. Вообще, я поняла, что great expectations лучше не ставить и не прогнозировать, чтобы потом не разочаровываться. Мои ожидания, думаю, оправдались. Я выбрала профессию, связанную с профилем, я успешный человек в плане карьерного роста. Я счастливый человек, так как научилась радоваться всему тому, что имею. Но, с другой стороны, возможно, я хотела и большего.
- Какая известная песня или фильм у вас ассоциируется с нашей школой?
- Со школьной жизнью у меня связан фильм «Приключения Петрова и Васечкина», так как там показаны школьные линейки и мероприятия. Сразу возникает ассоциация с событиями и праздниками, проводившимися в школе.
- Кто был вашим любимым классным руководителем?
- В старшей школе большую роль для меня, как классный руководитель, сыграла Донецкая Светлана Борисовна. Она общалась с нами, как со взрослыми людьми, показывала нам, насколько тяжело выстраивать диалог с подростком. Она является для меня своеобразным эталоном работы с подростками.
- Сегодня Вы являетесь директором 74 школы. Вы считайте себя демократичным или жёстким руководителем?
- На самом деле, я не могу считать себя ни тем, ни другим, просто бывают ситуации, когда мне нужно продемонстрировать и использовать принципы демократичности в управлении, а иногда принимать решения авторитарно, в вопросах, которые требуют больше ответственности.
- Был ли интересный вопрос от ученика или от родителя, который заставил Вас надолго задуматься?
- Сейчас темп жизни таков, что долго думать некогда. Но когда со стороны родителя звучит какой-либо непонятный вопрос, для грамотного ответа на него, конечно, приходится задумываться, вспоминать знания из этой области и изучать разные документы.
- Какой Вы видите школу будущего?
— Это должна быть школа, где, прежде всего, будут работать грамотные, профессиональные педагоги. Умение быть гибким и находить подход к разным детям, не уравнивая всех, - этому надо учиться. Поэтому школа будущего должна уметь реагировать на все те запросы и изменения, которые существуют в обществе, вне зависимости от того, хочет она этого или нет.
- Что вы хотели бы пожелать нынешним ученикам и выпускникам лицея 25?
- Самое главное - проводить замечательное школьное время не только в учёбе, общественная жизнь, мероприятия также делают процесс обучения интересным, увлекательным, значимым. Когда вокруг тебя друзья, когда педагоги превращаются в соратников и соорганизаторов твоих идей, проектов, тогда процесс обучения приносит не только результат, но и удовольствие. Общение, какие-то игровые моменты, решение общих важных и значимых задач, - я думаю, что 25 лицей сохранил все эти замечательные традиции. Я желаю, чтобы выпускники 25 школы всегда могли с гордостью сказать: «Я - выпускник лингвистического лицея!». Чтобы качество обучения и качество воспитания, которым всегда славилась 25-я, сопутствовало детям и помогало им в продвижении себя, как по карьерной лестнице, так и просто по жизни. Мне очень повезло - я застала многих педагогов, асов и гениев школы. Конечно, каждое поколение славится своими учителями, в моём поколении были люди, которые формировали славу 25 школы, и я им за это очень благодарна. Поэтому хочется, чтобы сегодня коллектив учителей и детей складывался таким же образом; чтобы дети тоже могли гордиться, что их воспитывали и обучали такие учителя!